Нашей блаженной памяти мудрецы установили пожизненное правило: «Не осуждай ближнего, пока сам не побывал в его «положении» (Авот 2:4). Но даже мы, кто был в этом «положении» когда возникает потребность понять и вынести приговор, начинаем спотыкаться. Как могло случиться, что миллионы людей умирали, что их уничтожали самым невероятным и жестоким способом, а мир упрямо молчал?»
Давид Кахане
Холокост … Что это? Апокалипсис? Чума ненависти к целой нации? Это самые страшные преступления «коричневой чумы» против человечества. Изощренное истребление и уничтожение целого народа. Это историческое событие – общечеловеческая трагедия.
Впервые «холокост» как термин был использован в первом десятилетии XX века. В обиход слово вошло из греческих библийных текстов и означало «всесожжения». Его использовали по отношению к европейским погромам, и к геноциду армян в Османской империи. Позднее, с приходом к власти Гитлера в Германии, была воплощена в жизнь нацистская расовая политика, основанная на концепции расовой гигиены. Суть ее был раздел людей на представителей высшей расы и элементы низших рас. Был нужен соответственный отбор. Он проявлялся в преследовании, проведении стерилизации, уничтожении людей, которые относились к группе «неполноценных» людей с физическими и умственными отклонениями, цыган, славян, евреев, политических соперников, гомосексуалистов и представителей других меньшинств и групп. Эту бюрократичную, методично организованную операцию по уничтожения людей назвали «Холокост».
Что это за идеология, которая поражает тщательной обдуманностью и детальной разработкой мероприятий, направленных в первую очередь на полное уничтожение целого народа?
Еврейский Холокост был описанный в книгах Эли Визеля, еврейского писателя, который прошел через ад Освенцима и Бухенвальда. После его первой книги «И мир молчал», которая вышла в 1956 году, слово «холокост» стали писать с большой буквы.
С начала нацистского режима были основаны концентрационные лагеря, куда отправлялись евреи, цыганы и другие жертвы расовой и этнической ненависти. Для контроля над ситуацией создавались лагеря принудительной работы, гетто для еврейского населения. Для дальнейшей депортации людей действовали пересыльные лагеря. Огромное их количество функционировало по всей Германии и на оккупированных территориях.
В 1938 году мир потрясли события «Хрустальной ночи». Это был скоординированный погром евреев, многие из которых были покалечены или убиты, тысячи людей были отправлены в концлагеря.
Во время войны специальные карательные загоны, так называемые айнзатсгруппы, следовали за армией с целью проведения операций по массовому уничтожению низших групп населения, включая евреев и цыган. На оккупированных территориях сотни тысяч людей расстреливали, отправляли в гетто и в лагеря смерти.
В конце войны эссесовцы с целью предотвращения освобождения Союзными войсками огромного количества узников перемещали их пешими маршами и поездами. Это были так называемые «марши смерти». До 7 мая 1945 года продолжался подобный Холокост. Что это было? Это было намеренное уничтожение евреев, которое делилось на три этапа.
До 1940 года планировалось решить еврейский вопрос путем массового отселения с Германии и других оккупированных ею регионов. Вторым этапом было начало концентрации всех евреев в гетто, которые открывались в Польше и других восточных областях, оккупированных Германией. Это продолжалось до 1942 года. Третий этап предусматривал окончательное решение еврейского вопроса, суть которого состояла именно в планомерном физическом уничтожении народа. Были убиты люди, местная культура евреев, уничтожена память про эту уникальную неотъемлемую часть культуры Восточной Европы.
В определенном смысле нацистам успешно удавалось решить еврейский вопрос. Можно ли как-то понять Холокост? Что это? Антисемитизм, на тот момент присущий массовому немецкому сознанию, или злокачественная деструктивность, присущая человеческому роду?
Если до тридцати лет численность еврейского населения составляла около 8 миллионов, то до конца периода «всесожжения» она едва достигала 2 миллионов. Вместе с еврейским народом «коричневая чума» похоронила представителей и других национальностей. Были заморены голодом, замучены и убиты более 31 миллиона славян и до 500 тысяч цыган.
Самые большие лагеря смерти были расположены в Польше. Одним из наиболее высокопродуктивных с позиции технологии уничтожения людей был лагерь Освенцим ( немецкое название Аушвиц). Здесь за один день в крематориях и газовых камерах умирали 12 тысяч людей.
27 января 1945 года узники наибольшего нацистского лагеря смерти Аушвиц-Биркенау в Освенциме были освобождены. Этот январский день стал синонимом страшного преступления против человечества в истории, и в дальнейшем был провозглашен днем памяти жертв Холокоста.
В 2005 году в Берлине был открыт памятник жертвам Холокоста в виде каменного лабиринта, созданного из более чем 2700 бетонных плит разной высоты. Проходя между ними замечаешь, что достаточно сложно найти выход. Подобная задумка П. Айзенмана, американского архитектора, очень ярко вызывает растерянность и тревогу. Именно это в годы войны чувствовали евреи – им некуда было бежать, некуда спрятаться. Люди в окружении других людей делали беспрецедентное и масштабное истребление народа – Холокост. Что это? Как это стало возможным? Где проходила та грань, за которую нельзя заходить, за которой люди переставали быть людьми?
Холокост – страшный пример человеконенавистнических взглядов нацистов. Но сколько после него было еще депортаций, репрессий, прямого генодица. Есть ли возможность изменить что-нибудь? Человеческое равнодушие, нежелание или неумение сочувствовать, равнодушие к жестокости, к чужой боли, Ущемление прав человека или целого народа снова могут привезти к катастрофе. Говорят, сто изменить мир можно, если измениться самим.
Точкой отчета, местом, с которого начинался Холокост считают урочище Бабын Яр в Киеве.
Во время нацистской оккупации Киева в 1941-1943 годах Бабын Яр стал местом массовых расстрелов оккупантами мирного населения и советских военнопленных : евреев и цыган - по этническому признаку, а также партийных и советских активистов, подпольщиков, членов Организации Украинских Националистов, заложников, «саботажников», нарушителей комендантского часа и других.
Центральным событием в истории Бабыного Яра стали массовые акции по уничтожению еврейского населения г. Киева 29-30 сентября 1941 г. Только за эти два дня здесь расстреляли почти 34 тысячи евреев.
Дата трагедии была выбрана не случайно. В этот день – 29 сентября в 1941 году припадал великий еврейский праздник Йом-Кипур. Судный День, а на следующий день, как всегда, у православных был день Веры, Надежды, Любви и их мудрой матери Софии. Сценаристом первой серии Страшного Суда было необходимо не просто уничтожить обреченных, но и растоптать, лишить веры их душ .Также, что не менее важно, окончательно совратить души исполнителей, разрешая им безнаказанно убивать даже в светлый христианский праздник.
Дальнейшие расстрелы евреев проходили 1,2, 8 и 11 октября 1941 года, когда еще было расстреляно приблизительно 17 000 евреев из киевских окраин и области.
Все два года фашистской оккупации г. Киева Бабын Яр был местом регулярных расстрелов ( и захоронений), к Бабыному Яру регулярно прибывали крытые машины с ул.Короленко 33 – полиции безопасности и службы СД Лишили жизни уже не учитывая национальность. Сначала расстреливали. А начиная с 1942 г. уничтожали здесь же в газвагенах – душегубках. Здесь 21 февраля 1942 года была расстреляна и погребена известная поэтесса Елена Телига, Здесь лежит много украинских подпольщиков.
В разных публикациях даются разные цифры общего количества людей, уничтоженных в Бабыном Яре ,- приблизительно от 70 тысяч до 200 тысяч человек. В 1946 году на Нюрнбергском процессе приводилась оценка около 100 тысяч человек, согласно с выводами специальной государственной комиссии для расследования нацистских преступлений во время оккупации Киева. Большинство тел было сожжено по приказанию немецкого командования в 1943 году.
Главный вопрос, который встает перед человечеством, это как, каким образом может человек дойти до того, чтобы уничтожить в себе все человеческое и стать активным носителем тотального уничтожения, равнодушным к страданиям жертв или молчаливым соучастником почти ритуальных гекатомб.
Немецкий философ Теодор Адорно как-то заметил, что после Освенцима утонченная фортепианная музыка кажется невозможной и абсурдной. А нобелиевский лауреат Иосип Бродский утверждал, что «писать стихи после Освенцима можно, но по-другому».
Непосредственных участников и свидетелей тех событий становится все меньше, но интерес к истории этой войны не уменьшается. И не только среди историков и специалистов. Много людей, живущих в XXI веке, стараются осмыслить те страшные уроки, которые преподнесла война, чтобы не повторить их.