Лапидарий из могильных памятников бывшего Лукъяновского еврейского кладбища, найденных в Репяховом яру.

03.10.2017

В эти дни исполняется 76 лет с момента трагедии Бабыного Яра в столице – пика массовых расстрелов еврейского населения Киева. Здесь в 1941 году только за два дня, 29-30 сентября, нацисты убили почти 34 тыс. людей. Всего же, по разным оценкам, с 1941-го по 1943 года на этом месте расстреляли свыше 100 тыс. людей.

К годовщине трагических событий Национальный историко-мемориальный заповедник «Бабын Яр» презентовал Лапидарий из могильных памятников бывшего еврейского кладбища, найденных в Репяховом яру.

В презентации приняли участие посол Государства Израиль в Украине Элиав Белоцерковский, заместитель Министра культуры Украины Тамара Мазур, генеральный директор Национального историко-мемориального заповедника «Бабын Яр» Борис Глазунов, руководитель Благотворительного фонда «Мемориал Холокоста «Бабын Яр» Марек Сивец, директор Департамента культуры КГГА Диана Попова, голова Шевченковской районной государственной администрации в г.Киеве Олег Гаряга и представители еврейской общины Киева.

«Для истории важен не только процесс ее сохранения а и восстановление утраченного. Если наша с вами память о прошлом – это фундамент исторической справедливости, то создание Лапидария можно назвать одним из шагом на этом пути», - сказал генеральный директор Национального историко-мемориального заповедника Борис Глазунов.

Посол Израиля Элиаф Белоцерковский отметил, что кладбище, надгробия которого сейчас восстанавливаются, было «одним из центров памяти о процветающей еврейской общине Киева на рубеже   XIX-XX столетий». На нем в 1904 году был похоронен знаменитый сахарозаводчик, филантроп Лазарь Бродский. Также в декабре 1917 года похоронили еврейского ученого и общественного деятеля, основателя партии «Поалей Цион» Беру Бороха. В 1963 году его перезахоронили на кладбище Киннернет (Израиль). Также на кладбище был похоронен известного еврейского общественного деятеля, врача – офтальмолога М.Е.Мандельштама, и известного юриста А.Гольденвейзера.

«Все эти известные люди символизируют блестящую культуру, которую, к сожалению, было почти полностью уничтожено вследствие нацистского вторжения. Миллионы евреев, которые были убиты нацистами и их соратниками, не нашли ни своей личной могилы, ни своего надгробного камня. Они остались в массовых захоронениях на дне рвов. Поэтому то, что сейчас планируется почтить их память, установив в Бабыном Яру надгробия с Лукъяновского еврейского кладбища, имеет глубокую символику: они как будто заново посмертно присоединяются к Киевскому еврейскому обществу, объединяются со своими предшественниками и памятью предков», - сказал Элиав Белоцерковский.

Лукъяновское еврейское кладбище: возвращение из небытия

Культура народа – это достояние поколений, которое не может существовать без опыта прошлого. Она базируется на коллективном опыте народа, человечества, его знаниях, умениях, традициях. Человеку свойственно сохранять в памяти прошлое и передавать последующим поколениям. Так происходит глубокий и непосредственный духовный контакт человека с историей.

Исторический ландшафт Украины XVI–XIX веков известный разнообразием этнической и конфессной принадлежностью своих жителей: украинцы, поляки, евреи, немцы, россияне, татары, армяне и другие проживали столетиями вместе. Католики, православные. Протестанты, иудеи и мусульмане приносили сюда свои культурные традиции и свое искусство.  На протяжении  долгого времени  перенимали опыт своих соседей. Именно это общее переплетение культур было в то время фундаментом специфической атмосферы города. Одним из важных и чрезвычайно интересных носителей культуры каждого народа является кладбище. Во многих странах с древней культурой посещение мест захоронений является не менее важным обычаем, чем встреча со своими современниками. Так как кладбища есть неотъемлемой частью жизни и свидетельством того, что когда-то происходило на территории нашего края – это музеи под открытым небом. Они напоминают о выдающихся личностях и информируют об исторических событиях, обращают внимание посетителей на строительные, культурные особенности разных эпох; связывают прошлое, нынешнее и будущее; в них отображается менталитет, обычаи и традиции, а также, конечно, вера людей. Тут сохранялись тайны родной культуры. В истории города кладбище часто становилось границей аутентичной культуры, концентрацией художественного наследия, которую они нам оставили и которая принадлежит Украине. Огромным является интерес к этому наследию, а также к ее исследованию и научной обработки, поскольку особенности культуры, обычаи, традиции, похоронные ритуалы, организация кладбища все еще является малоизученным для большинства. Кладбища в городах и городках Украины имели свои особенности. Они играли существенную роль в идентификации национального состава города, определяли габариты еврейского участка. Как известно, далеко не каждая еврейская община имела право на удержания своего кладбища. Проблема его появления в городе зависела от воли хозяина города, и, как правило, до начала    XVIII столетия в большинстве городов Украины находила свое решение.

На территории Украины евреи впервые получили привилегии, которые гарантировали неприкосновенность и охрану их кладбищ согласно с Калиским кодексом ((пол. Statut kaliski),выданным Болеславом Побожным (пол. Bolesław Pobożny) в 1264 году.

Похоронный ритуал евреев был четко регламентированный. Каждое общество имело свое похоронное братство Хевра Каддиша, куда входили самые достойные члены общества и которое активно занималось организацией похорон и согласованием всех формальностей, связанных с этим горестным событием. Кладбища также имели свой внутренний порядок и установленные правила ухода.

Известно, что старые еврейские кладбища отошли в вечность. Так, как если нет носителей культуры – нет и самих кладбищ. Все же еврейское кладбище продолжает исполнять свою функцию, даже если на нем уже не происходит новые похоронные обряды. Поскольку ликвидация территории кладбища и отсутствие его внешних атрибутов: надгробных плит, ограждения, мацеб, омывальных строений,- не означает исчезновения кладбища, поскольку захоронения остались под землей. Поэтому ошибочным в своей основе есть утверждение, что кладбища, которые сейчас «не используются» или являются «не действующими», есть «покинутыми» или «бывшими еврейскими кладбищами». Согласно с религиозными традициями евреев, перезахоронения умерших или перенесение кладбищ является невозможным. Именно этим требованием еврейские кладбища отличаются от христианских, которые постоянно «действующие» и соответственно последующие генерации пекутся о своих предшественников.

Отвод земли на периферии Лукъяновки под кладбище для захоронения лиц иудейского вероисповедания, которое произошло в конце  XIX ст., связан с ограниченной площадью старого еврейского кладбища, которое существовало с конца XVIII в местности Зверинец (ныне не сохранен). Городская дума вынуждена была рассматривать вопрос о переполнении этого некрополя: «Дума поручила городскому землемеру А.Терскому на основании того, что вопрос об открытии нового еврейского кладбища являемся неотложным, выделить новое место. Дума решила, что это будет место за Лукъяноской границей – это избавит от необходимости перевозить умерших через весь город, потому что большинство евреев обитали на Подольской, Плоской и Лыбедской участках Киева.

В следующий 1894 г. Лукъяновское еврейское кладбище начало действовать. На его содержание отчислялась часть средств, которые оплачивало киевское еврейство в городскую кассу в виде интегрального налога на употребление кошерного мяса (так называемый «коробочный сбор»); сбор средств велся также от благотворителей с помощью специально созданного общественного управления по надзору за кладбищем.

Новое Лукъяновское еврейское кладбище, вместе с находящимся возле его северной части отдельным караимским некрополем, заняло значительное пространство на незастроенной местности, ограниченной Большой Дорогожицкой улицей, склонами Репяхового и Бабыного яров и границей Кириловского православного кладбища, которое присоединялось к Кирилловской церкви и больнице. На территории этого некрополя было захоронено многих выдающихся иудейских деятелей. На Лукъяновке упокоились несколько цадиков – еврейских праведников – с очень популярной среди приверженных хасидизму на Киевщине семьи Тверских. К примеру, в ноябре 1902 г. на этом кладбище при огромном скоплении народа был похоронен цадик с г.Макаров Давида Тверского. В сентябре 1904 г. весь еврейский Киев хоронил на Лукъяновке знаменитого сахарозаводчика-мультимиллионера и филантропа Лазаря Бродского. Его могилу устроили в специальном склепе почти напротив центрального входа, возле дома для обмывания. В 1912 г. на Лукъяновском еврейском кладбище было захоронено ведущего еврейского общественного деятеля Киева, известного врача-офтальмолога М.Е.Мандельштамма.

В революционное время исчезла «граница оседлости», которая ограничивала права евреев относительно проживания в Киеве, официально утвердилась еврейское общество Киева. Но революция стала в это же время началом тотального наступления на иудейскую религию и традиции (а также на религию, в общем).Это касалось и похоронных обрядов. 1 июня 1919 г. был оглашен декрет Раднаркома УСРС подписанный Х.Раковским «О кладбищах и похоронах». Он провозглашал, что «все кладбища, морги и крематории, а также организации похорон граждан, поступают в ведение местных совдепов, по отделам коммунального хозяйства». Только декрет вступил в силу, как киевские коммунальные службы остановили деятельность еврейских похоронных структур. Это вызвало взрыв негодования верующих евреев. Происходили случаи задержек похорон.

Общая площадь Лукъяновского еврейского кладбища, согласно со статическим осмотром киевских кладбищ (1929), составляла 23,3 га.

На протяжении 1941-1943 гг. на территории кладбища и возле него – в Бабыном яру – происходили ужасные события, связанные с массовыми убийствами советских граждан (в частности, евреев и ромов) нацистскими оккупантами. Известно, что в 1943 г. для обустройства печей с целью сожжения тел погибших в Бабыном яру специальная команда узников Сырецкого концлагеря использовала памятники и металлические ограды с еврейского кладбища.

В послевоенные года кладбище пребывало в запущенном состоянии. Но на его территории оставались тысячи могил и похоронных склепов (о масштабе этих сооружений можно судить на основании фотоснимков 1953 г.). Конечное решение об уничтожении этого некрополя было принято горисполкомом 26 июня 1962. В постановлении отмечалось, что общую территорию кладбища площадью 26,9 га. Следует «передать Управлению Зеленой Зоны для создания сквера и парка отдыха», что гражданам предлагается перенести захоронения на другие кладбища, а «надмогильные сооружения, которые останутся бесхозными (памятники, плиты, ограды) после 1 января 1963 года снять и оприходовать». Решение мотивировалось тем, что вроде бы кладбище «староеврейско - караимское,  расположенное по ул.Мельникова, №82 – 86, закрытое в 1937 году и сейчас превратилось в дикие заросли, а большинство надмогильных сооружений уничтожено еще во время немецкой оккупации». На самом деле существуют свидетельства (в частности, в очерке известного писателя В.П. Некрасова) относительно того, что планомерное уничтожение захоронений на кладбище проводили в послевоенные годы. «Известно, что немцы в порыве слепой злобы уничтожили центральную аллею. На остальные не хватило ни сил, ни желания. Остальное совершено потом. Кем? Никто не знает или молчит. Это работа планомерная, сознательная. С применением техники. Без бульдозера или трактора, а то и танка, не обойдешься». В конце концов, по имеющимся сведениям, с еврейского кладбища было перенесено около 1500 захоронений, другие десятки надгробий были уничтожены или утилизированы. Отдельные остатки могильных плит и памятников до сих пор можно встретить на склонах Репяхового яра.

На протяжении мая-августа 2017 года работниками Национального историко-мемориального заповедника «Бабын Яр» (Глазунов Б.И., Генеральный директор Заповедника; Ткачук А.П., заместитель генерального директора по научной работе, Литвин И.И., заместитель генерального директора по общим вопросам; Гутор М.С., заведующий архивным отделом; Корнелюк В.П., старший научный сотрудник; Паламарь З.Г., старший научный сотрудник; Золотаренко А.В., заведующий отделом Музей «Бабын Яр», Страховчук А.Ю., заведующий отделом удержания территории, Бондар С.В., работник по благоустройства) со дна  отрога Репяхового яра были откопаны и подняты 45 мемориальных плит и надгробных памятников. Поднятые с яра мемориальные памятники были отчищены и отмыты от грязи и выставлены вдоль Дороги скорби, которая ведет от строения бывшей конторы еврейского кладбища по ул. Мельникова,44, к памятному знаку «Менора». Роботы будут продолжатся.

Таким образом, начато создание на территории Национального историко-мемориального заповедника «Бабын Яр» лапидария из мемориальных плит и надгробных памятников бывшего Лукъяновского кладбища, которое было немым свидетелем трагических событий в Бабыном Яру.