Тематическая выставка «Трагедия Холокоста в произведениях художников».

27.01.2017

27 января 2017 г. в админпомещении Национального историко-мемориального заповедника «Бабын Яр» была открыта тематическая выставка «Трагедия Холокоста в произведениях художников».

Исчезают поколения, которые пережили ужасы массовых уничтожений, ужасную трагедию человечества – Холокост. Медленно  уходит страх…Память постепенно успокаивается…Но вместо этого возникает переживание, что вскоре все это станет «историей», то есть перестанет быть беспрецедентным  актом уничтожения миллионов невинных людей. Мы должны сделать все, чтобы Катастрофа не была забыта, поскольку вера, история, тяжелые времена, возрождение идут рядом и создают единую картину жизни…

Согласно решений Стокгольмской конференций с 2000 года все страны Европы, в том  числе и Украина, которые подписали Стокгольмскую декларацию, 27 января отмечают Международный день памяти жертв Холокоста.

«Холокост» происходит с греческого языка  (греч. Oλόκαυστον) – и состоят из двух частей  ,-(holos), что означает «выжженный» или «сожженный полностью» и (kaustos), что означает «жертвоприношение».  Сначала слово холокост имело религиозный подтекст, но также оно употреблялось на протяжении столетий по отношению к катастрофам и огромной беды преимущественно связанных с пожарами.

Холокост (Шоа на иврите) – это название двенадцатилетнего периода, во время которого нацисты воплотили в жизнь свои схемы уничтожения европейского еврейства. Начиная с 1933 года, когда Адольф Гитлер стал канцлером Германии, миллионы евреев стали предметом унижения, дискриминации, рабского труда, пыток и смерти. Нацисты и их соратники в других странах выследили каждого еврея – от известного специалиста до простого работника – в своем безжалостном стремлении полного «решения еврейского вопроса».

С середины 50-х годов XX столетия слово Холокост стало общепринятым по отношению к политике уничтожения нацистами во время Второй Мировой войны евреев и других народов Европы.

Холокост – массовое уничтожение людей, ужасные убийства, которые происходили в середине XX столетия в Европе, причины которых и до сих пор остаются непонятными с точки зрения человеческой, мировой культуры, что является знаковой проблемой современности.

Впервые этот термин использовал будущий    лауреат Нобелиевской премии мира писатель Ели Визель как символ газовых камер и крематориев, лагерей уничтожения. Это было не просто убийство огромного количества людей, но и попытка уничтожить нацию как таковую. Оправданием геноцида стали расовые теории нацистов : евреи были провозглашены «антирассой», «недолюдьми». «Не все жертвы были евреями, но все евреи были жертвами нацизма» утверждал Ели Визель.

В Украине символом Холокоста является Бабын Яр. Постепенно Бабын Яр становится важным символом сохранения национальной памяти украинского народа, его христианских корней. Время может зарубцевать раны, но оно бессильно стереть нашу память. «Память про Холокост необходима, чтобы наши дети никогда не стали жертвами, палачами или бездушными наблюдателями».

И.Бауер «Я никогда по настоящему не думала о том, что мне суждено умереть. Потребность в творчестве переполняла меня. Я находилась в точно таком же положении, что и окружающие меня люди, и полностью осознавала, насколько они близки к смерти. Но я никогда не думала, что также умру. Я находилась в другом мире, за гранью реальности. Мое задание состояло в отображении того, что происходит вокруг меня. Я была очевидцем».

Так рассказывает художница Галина Оломучки,  которая пережила Варшавское гетто, а также лагерь уничтожения Освенцим. Она была одной из многих художников, которые не прекращали творить в гетто и концентрационных лагерей. Будучи свидетелем разнообразной интенсивной  культурной жизни, которая проходила во время Холокоста, эти произведения творчества – главным образом рисунки или акварели – являют собой бесценную информацию о жизни узников лагеря. Они являются историческими документами, и первыми людьми, которые осознал их огромное значение, были сами художники.

Важным моментом в сохранении памяти людей про Холокост и необходимости недопущения подобной трагедии в дальнейшем, - это художественное осмысление Холокоста в литературе, кинематографе, музыке, изобразительном искусстве.

Искусство все чаще обращается к тому, что было «вчера», эксплуатируя проблемы, связанные с историей и памятью. Художники, которые пребывали в концентрационных лагерях, фиксировали лагерную реальность. Искусство давало возможность увековечивания, утешения, а также  чувство спасения человечности. Послевоенные художники представляли эту травматическую историю с перспективы  людей, которые сами пережили ад лагерей или были непосредственными свидетелями. Они творили свои произведения, которые, с одной стороны, свидетельствовали о деградации человека, а с другой стороны, относились к оплакиванию и увековечивания погибших. Очень много художников только через много лет после окончания войны нашли в себе силы затронуть эту тему и заговорить про самый болезненный опыт.

Художники обратились к коллективным переживаниям (коллективному воображению и памяти), поэтому начали появляться вопросы про совместное, про память, историю, ее конструирование и ее значение для современности. Появилось искусство, которое «болезненно идентифицирует мгновения, остро высказывается на тему манипулирования знаниями о прошлом и предлагает его контринтерпритацию».

На выставке представлены картины известных художников:

Василия Овчинникова, Ильи Клейнера, Гернада Гольда, Оксаны Моложановой, Олега Пронтенка, Серафима Володина, Михаила Звягина, Александра Белозора.